Задача психолога в ДОУ –создание психологических условий для развития дошкольников, оказание психологической поддержки и помощи детям, педагогам и родителям. Особый акцент психолог делает на работу с педагогами и родителями, отвечающими за детей, так как именно в семье оказывают решающее влияние на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников.
Психология в образовательном учреждении имеет 3 направления:
✾ работа с детьми; ✾
✾ работа с родителями; ✾
✾ работа с коллективом. ✾
Каждое из этих направлений состоит из психодиагностики, психокоррекции и психопрофилактики.
Направления деятельности педагога-психолога в ДОУ:
Психологическая диагностика.
Основная цель психодиагностики – выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребёнка-дошкольника. Предметом психодиагностики являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом состоянии. Диагностическое обследование проводится и после проведения коррекционно-развивающей работы для отслеживания её результатов.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя индивидуальные развивающие и психокоррекционные занятия.
Психологическое просвещение и психологическая профилактика.
Психологическое просвещение родителей и педагогов носит профилактический, т.е. предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры. С этой целью психологом ДОУ проводятся тематические беседы и групповые консультации с педагогами и родителями. Также психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ. Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и детей. Важным является и изучение особенностей взаимодействия в коллективе сотрудников.
Психологическое консультирование.
Психологическое консультирование в ДОУ проводится с воспитателями и родителями по поводу проблем ребёнка, особенностей его развития.
Психологическая поддержка деятельности ДОУ.
В рамках данного направления психолог оказывает помощь в построении системы управления коллективом ДОУ, в разрешении конфликтов, при необходимости кадровых перестановок.
Целью психологического сопровождения ДОУ является создание условий для полноценного психического и личностного развития детей, сохранение и укрепление психофизического здоровья и эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса.
Основными задачами психологического сопровождения в ДОУ являются:
1. Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
2. Проведение групповой и индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей.
3. Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ.
4. Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.
Основные направления деятельности педагога-психолога ДОУ.
1. Психодиагностика.
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных и личностных особенностей.
Данное направление включает разные виды и методы психодиагностик в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
- Диагностика уровня адаптации к условиям ДОУ детей раннего возраста проводится в сентябре, декабре и мае. Осуществляется данное обследование методом наблюдения за детьми в режимных моментах и разных видах деятельности. По результатам диагностики заполняются протоколы наблюдения на каждого ребёнка.
- Психодиагностическое обследование психического и эмоциональ-волевого развития детей младшего и старшего дошкольного возраста проводится в течение учебного года. Диагностика проводится авторским методиками и системой методов «Экспресс-диагностика» Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко. Данная психодиагностика позволяет определить уровень развития психических функций, эмоционально-волевого и личностного развития у детей младшего и старшего дошкольного возраста. По результатам обследования на каждого ребёнка заполняется диагностическая карта, общие результаты каждой группы фиксируются в сводной таблице.
- Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе проводится в сентябре и апреле с целью определения уровня готовности к усвоению школьной программы детей подготовительной группы. Обследование осуществляется комплексной методикой Л.Я. Ясюковой «Готовность к школе». Результаты диагностики фиксируются в диагностических картах и сводной таблице.
- Углубленная диагностика развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов проводится с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса. Данное обследование проводится по запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям. Методами диагностики служат проективные методики, беседа, интервью, наблюдение, техники и приёмы гештальт-подхода, методы системного и телесно-ориентированного подходов.
2. Развивающая и психокоррекционная работа.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекционной работы психического, эмоционально-волевого и личностного развития детей.
Коррекционно-развивающая работа выстраивается исходя из индивидуального и группового взаимодействия.
I. Индивидуальная работа представлена в форме психологического консультирования, которая осуществляется по трём основным этапам.
1. Первый этап – Ребёнок. Это исследование внутреннего мира самого ребёнка, его желаний, потребностей, детской неудовлетворённости и проблемы.
2. Второй этап - Родители. Он включает в себя беседу с родителями о том, как они видят и воспринимают мир собственного ребёнка.
3. Третий этап – Отношения между ребёнком и родителями. Изучение этих отношений помогает выявить трудности взаимодействия родителей с ребёнком и строить дальнейшую психокоррекционную работу.
В своей практической деятельности психолог опирается на такое направление психологии, как гештальт-подход. Важным достоинством гештальт - подхода является целостное видение человека в единстве его телесных, эмоциональных, социальных и духовных проявлений. Основная идея гештальт-психологии - развитие креативности во взаимодействии с окружающим миром, восстановление способности к саморегуляции.
В развивающей и коррекционной работе с детьми педагог-психолог использует следующие методы и приёмы:
✾ беседа как средство исследования актуальных эмоций и чувств; ✾
✾ рисуночные техники А. Венгера, И. Млодик; ✾
✾ наблюдение; ✾
✾ активное слушание; ✾
✾ телесный контакт; ✾
✾ релаксационные упражнения; ✾
✾ техники и упражнения гештальт-подхода; ✾
✾ методы системного и телесно-ориентированного подходов; ✾
Принципы, используемые в работе с детьми и их родителями:
✾ системность; ✾
✾ наглядность; ✾
✾ доступность; ✾
✾ проблемность; ✾
✾ профессиональная компетентность; ✾
✾ уважение клиента; ✾
✾ соблюдение профессиональной конфиденциальности. ✾
II. Групповая работа с детьми строится в виде социально-психологического тренинга.
Выбранная форма работы даёт положительные результаты. Благодаря групповому взаимодействию, дети становятся более добрые, открытые и отзывчивые, значительно уменьшается процент детей с наличием страхов и тревожных состояний, также улучшаются отношения между детьми и их родителями. В семье каждого ребёнка начинают преобладать взаимопонимание и дружелюбие.
Идея некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребёнка (К. Роджерс) служит базовым инструментом групповой работы с детьми. Принцип личностно-ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала, исходя из индивидуальности каждого ребёнка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту:
✾ Развитие эмоциональной сферы. Введение ребёнка в мир человеческих эмоций. ✾
✾ Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешности развития процесса общения. ✾
✾ Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе. ✾
✾ Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе. ✾
✾ Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления. ✾
✾ Формирование позитивной мотивации к обучению. ✾
✾ Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения. ✾
Психокоррекционная работа групп раннего возраста осуществляется в адаптационный период для снижения тревоги и стресса детей и их родителей в процессе адаптации ребёнка к условиям ДОУ.
Развитие и коррекция детей младшей, средней и старшей групп осуществляется на базе программы интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей от 3 до 6 лет Куражёвой Н.Ю., Вараевой Н.В., Тузаевой А.С., Козловой И.А. «Цветик-семицветик».
Развивающая работа подготовительной к школе группы проводится на основе авторской коррекционно-развивающей программы "В гармонии с телом". В основу программы легли телесно-ориентированные техники и нейропсихологический подход.
3. Консультирование.
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуального подхода в воспитании и развитии детей.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ.
Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не выходит за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ:
✾ консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка; ✾
✾ групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей; ✾
✾ групповые формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста; ✾
✾ систематизированное психологическое просвещение родителей в форме родительских собраний, круглых столов с обязательным учетом тематики возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей; ✾
✾ создание информационных уголков педагога-психолога. ✾
Важной составной частью является повышение психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей. Консультирование выстраивается с опорой на результаты изучения конкретных особенностей нашего ДОУ, с учётом традиций и местных условий, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразия детей и родителей.
4. Психопрофилактика.
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
Работа педагога-психолога в рамках психопрофилактики включает множество направлений.
1). Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
✾ анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога; ✾
✾ групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей; ✾
✾ информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса. ✾
2). Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста.
3). Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
4). Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива и содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
При введении новшеств в ДОУ педагог-психолог может выступать помощником администрации в планировании, организации и преодолении психологического сопротивления инновациям.
5. Организационно-методическая работа.
✾ Участие в педагогических и методических советах, плановых и оперативных совещаниях, родительских собраниях; ✾
✾ составление и оформление годового и календарно-тематического планирования, циклограммы и графика работы педагога-психолога; ✾
✾ оформление журналов консультативной, психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы; ✾
✾ разработка и оформление мониторинга развития детей дошкольного возраста; ✾
✾ анализ и обработка диагностических данных; ✾
✾ разработка и оформление индивидуального маршрута развития ребенка; ✾
✾ разработка и оснащение бланками для проведения диагностических исследований; ✾
✾ разработка анкет, консультаций и рекомендаций для родителей и педагогов. ✾
✾ разработка и приобретение учебных пособий, методических материалов, коррекционно-развивающих программ; ✾
✾ изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала. ✾
Прогнозируемые результаты.
К 5 годам ребёнок:
✾ вступает в контакт со взрослым и детьми; ✾
✾ называет свои имя, фамилию, возраст, имена родителей; ✾
✾ собирает предметную разрезную картинку из 4-х ровных частей с незначительной помощью взрослого; ✾
✾ знает и активно использует в словаре названия основных цветов - красный, жёлтый, зелёный, синий; ✾
✾ знает и активно использует в словаре названия геометрических фигур - круг, квадрат, треугольник; ✾
✾ различает по величине до 5 предметов, обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи” и названия предметов обобщённых в данных понятиях; ✾
✾ зрительно запоминает и воспроизводит 4-5 картинок; ✾
✾ выделяет один из 4-х предметов с грубой дифференциацией, объясняет свой выбор. ✾
К 6 годам ребёнок:
✾ вступает в контакт со взрослым и детьми; ✾
✾ называет свои имя, фамилию, возраст, имена родителей, домашний адрес и телефон; ✾
✾ собирает предметную разрезную картинку из 4-х и более ровных частей без помощи взрослого; ✾
✾ собирает из частей целое, может назвать составляющие части предмета; ✾
✾ знает и активно использует в словаре названия основных, нейтральных цветов и их оттенков - красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный, голубой, розовый, оранжевый; ✾
✾ знает и активно использует в словаре названия геометрических фигур - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; ✾
✾ различает по величине до 7 предметов; ✾
✾ знает и использует в речи обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи”, “мебель”, “обувь”, “посуда”, “одежда”, “домашние и дикие животные”, “части суток”, “времена года”; ✾
✾ зрительно запоминает и воспроизводит 5 и более картинок; ✾
✾ выделяет один из 4-х предметов с грубой и тонкой дифференциацией, объясняет свой выбор. ✾
К 7 годам ребёнок:
✾ вступает в контакт со взрослым и детьми;
✾ называет свои имя, фамилию, возраст, имена и отчества родителей, где и кем работают, домашний адрес и телефон; ✾
✾ собирает предметную разрезную картинку из 6-ти ровных частей без помощи взрослого; ✾
✾ собирает из частей целое, может назвать составляющие части предмета; ✾
✾ знает и активно использует в словаре названия основных, нейтральных цветов и их оттенков - красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный, серый, коричневый, голубой, розовый, оранжевый и т.д.; ✾
✾ знает и активно использует в словаре названия геометрических фигур - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция; ✾
✾ различает по величине до 10 предметов; ✾
✾ знает и использует в речи обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи”, “мебель”, “обувь”, “посуда”, “одежда”, “цветы”, “ягоды”, “деревья”, “транспорт”, “домашние и дикие животные”, “домашние и дикие птицы”, “части суток”, “времена года”, “месяцы года”, “дни недели”; ✾
✾ запоминает и воспроизводит на слух 8-10 слов; ✾
✾ выделяет один из 4-х предметов с грубой и тонкой дифференциацией, объясняет свой выбор. ✾
Сочетание всех направлений работы педагога-психолога позволяет выявить и развить индивидуальные возможности и способности ребёнка с учётом его психофизиологических особенностей. Психологически грамотное сопровождение естественного развития обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей и позволяет избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.